Танцы Древней ГрецииУ народов древнего мира были очень распространены первые танцы, но, безусловно, они были мало похожи на нынешние. Разнообразными жестами и движениями человек передавал свои ощущения от окружающего его мира, выражая в них свое душевное состояние, впечатления, настроение. Пантомима, пение, возгласы были неразрывно связаны с танцем. Танцоры стремились к тому, чтобы мимика, жест, каждое движение танца выражали какие-либо поступок, действие, мысль. Во все времена танец был связан с бытом и жизнью людей. Поэтому каждый танец отображает дух, характер того народа, у которого он родился. Очень часто пиршества начинались и сопровождались плясками. Описание танцев встречаются у Филострата и Аристотеля, в трагедиях Еврипида, Софокла, Эсхила, в комедиях Аристофана. Древнегреческий Гомер в своей "Одиссее" описал дуэт юношей на фоне танцующих молодых людей, а в "Илиаде" - хоровод. "Диалог о танце" - целый трактат, написанный Лукианом. О происхождении древнегреческих танцев говорят и многочисленные изображения танцовщиц и танцовщиков в скульптуре, вазописи, на барельефах. Самые известные - скульптуры "Танцующая Менада", "Танцующая гречанка", вазовая живопись "Сикиннис" и "Корданс", барельеф "Танцующие молодые гречанки". Знаете ли вы, что:
Танцы древних греков разделяются на ритуальные (священные, обрядовые), общественно-бытовые, сценические, военные. Аналогично танцы по своему характеру классифицировались и у других народов. По преданию священные пляски были превнесены в Грецию Орфеем. Он увидел их в Египте во время храмовых празднеств. Но египетские жесты, движения он подчинил греческому ритму, и они больше стали соответствовать духу и характеру греков. Эти пляски отличались строгой красотой и исполнялись под звуки лиры. Праздники, а следовательно и танцы, обычно посвящались богиням Афине и Афродите, богу Дионису. Они отражали определенные трудовые дни календарного года. Пляски в честь греческого бога плодородия и виноделия Диониса отличались неудержимым и буйным весельем. Дионисии отмечали вес¬ной, когда начинали зеленеть виноградники и оживала природа. В пурпурно-золотом одеянии впереди несли статую Диониса, за ним шли ряженые: полуобнаженные нимфы и наяды с цветами и виноградными листьями в распущенных волосах и сатиры с козлиными рогами в звериных шкурах. Наверное Дионисии и были первыми маскарадами. Большую роль в воспитании чувства долга, патриотизма и мужества у юношей Древней Греции играли военные пляски. Попробуем представить их себе. Обычно пиррические, военные пляски исполняли двое, но существовали также массовые пиррихи, где плясали одни юноши, а часто вместе с юношами танцевали и партнерши. Эти пляски воспроизводили различные боевые перестроения, бой, это были непростые хореографические композиции. В руках у танцующих были зажженные факелы, дротики, мечи, копья, щиты, луки, стрелы. В сюжетах этих героических танцев находили отражение предания и мифы о героях. Сценические древнегреческие танцы были частью театрализованных представлений, где каждому жанру соответствовали свои танцы. Исполнители во время танцев отбивали такт ногами, для чего они одевали особые железные или деревянные сандалии, отбивали такт руками при помощи надетых на средние пальцы кастаньет — устричных раковин. Знаете ли вы, что:
СиртакиУчитесь танцевать "сиртаки" - это просто. В наше время древний народный греческий танец "сиртаки" исполняют во всем мире, а не только греки. Мелодия сиртаки известна всем, танцевальные движения просты. Пробуйте... Исполнители становятся в линии (одну или несколько), замыкают круг, кладут руки на плечи соседей слева и справа. Корпус должен быть прямой, ноги выпрямлены, пятки вместе. Вступление. На "раз" быстро сгибаются колени, на "два" быстро выпрямляются, на "три" — "восемь" повторяются те же движения. Постукивание. На "раз" сделайте медленно небольшой шаг левой ногой влево, слегка поднимая ее, на "два" медленно приставьте правую ногу к левой. На "три" - "четыре" медленно повторите то же движение вправо, на "пять" - "шесть" медленно повторите то же движение влево. На "семь" - "восемь" медленно сделайте то же движение вправо, вес тела должен оставаться на левой ноге. Движение "туда - обратно". На "раз" медленно сделайте бросок правой ногой вперед с маленьким подскоком на левой ноге. На "два" медленно перейдите на правую ногу с опорой на нее, слегка отскакивая назад. На "три" медленно сделайте шаг левой ногой назад с опорой на нее, на "четыре" медленно перенесите вес тела на правую ногу в сторону. На "пять" быстро сделайте шаг левой ногой вперед, сильно согнув колени, на "шесть" быстро перенесите вес тела назад на правую ногу. На "семь" быстро приставьте левую ногу к правой, оставив опору на правой ноге, на "восемь" быстро вынесите левую ногу на носок по диагонали вперед и вправо. На "девять" опять быстро приставьте левую ногу к правой, и на "десять" быстро вынесите левую ногу по диагонали вперед и вправо, перенеся на нее вес тела. Боковой пересеченный ход в сторону. На "раз" быстро выбросите правую ногу вперед, на "два" быстро поставьте правую ногу впереди и чуть влево от левой — перекрест влево и вперед. На "три" быстро сделайте шаг левой ногой влево, на "четыре" быстро поставьте правую ногу сзади и чуть влево от левой — перекрест влево и назад. На "пять" быстро сделайте шаг левой ногой влево, на "шесть" повторите движение, выполненное на "два". На "семь" — "двенадцать" выполните те же движения, что и на "раз" - "шесть", но в другую сторону и с другой ноги, то есть возвращаясь вправо. Повторите ход еще раз. Затем исполняется движение "туда - обратно", но на "раз" притопните правой пяткой и быстро сделайте бросок вперед правой ногой. Сгибание колен. На "раз" быстро широко скрестите правую ногу перед левой и согните колени, на "два" останьтесь в том же положении. На "три" быстро выпрямитесь, покачивая корпусом, на "четыре" быстро перенесите вес тела на левую ногу. На "пять" - "восемь" выполните то же, что и на "раз" - "четыре", но правой ногой назад и влево. На "девять" выполните то же движение вперед, на "десять" выпрямитесь и выполняйте движение "туда - обратно". Разнообразны и богаты по содержанию были танцы и других народов. Суровые римские войны первых веков н.э. особенно любили воинственный танец в память похищения сабинянок, который по преданию ввел Ромул. О танцах римлян в своих трактатах писали Цицерон и Гораций. Танцы Древней Греции, сиртаки |