Бальный танец от эпохи средневековья до наших дней

Первоначальные бальные танцы (или галантные), возникают в XII столетии, в эру средневекового Ренессанса - расцвета благородной культуры. До наших дней сохранились только названия данных танцев.

Люди с пристрастием танцевали в праздники и в преддверии праздничных дней. Немалую роль в развитии бальной хореографии того периоды сыграл танец бранль, какой родился во Франции. В любой провинции Франции бранли танцевали различно. Танцы с покачиваниями и притопами назывались простыми бранлями; танцы с прыжками и подскоками - радостными; танцы, показывающие трудовые дела, подражательные - бранли бочаров, башмачников, конюхов и т. д.

Именитые вельможи перенимали у люда его увеселения, они водили самобытные хороводы. Тут требовалась величавая выправка, неторопливая походка, искусство воплощать в действительность приветствия, поклоны, реверансы.

Громадной репутацией пользовалась павана, которую исполняли с канделябрами, либо факелами в руках. Данным танцем открывались балы, павана становилась центром свадебных торжеств. Павану не упустить из виду и в XX столетии - есть она, к примеру, в балете С. С. Прокофьева «Золушка».

Знаете ли вы, что:

  • уже в 14 столетии популярный французский теоретик Туано Арбо в фолианте «Орхезография» описал разнообразные варианты танцев.

Признано, что до 14 столетия бальные танцы исполнялись под музыкальное сопровождение небольшого оркестра: четыре кларнета, тромбон, 2-3 виолы. Данные танцы, принадлежащие к группе басс - дансов (низкие танцы), не выделялись блестящим многообразием перемещений. Позднее, взамен басс - дансам наступили менуэт и ригодан. В танцах возникают грациозные прыжки и повороты, их характеризуют быстрый темп и утонченность поз. Типичным образцом подобного семейства танцев представляется романеска. К концу 17 столетия во Германии, Франции и Англии принимаются танцевать контр­данс, немного степенный и строго симметричный салонный танец, заимствованный из танцев английских крестьян.

Бальные танцы Средневековья

Усложнялись танцевальные лексикон и композиции, что привело к потребности долговременного изучения танца. Хореографы и учителя 17 столетия выпускали в свет самоучители по танцам. В них содержались преимущественно знаменитые в ту пору массовые танцы. Так, в танцевальных залах оказываются польский народный танец, грациозно-игривый экоссез, танец шотландского происхождения гавот и прочие, которые за недолгий срок становятся модными во всех без исключения странах Европы.

Не правда ли, неприступная фамилия Иоганна Себастьяна Баха дурно вяжется с популярными танцами? Впрочем, и Бах, и остальные гениальные композиторы с удовольствием поворачивались к бытовым развлекательным жанрам. А строгая сегодня сюита появилась из музыки, сопровождавшей танцы на балах.

Основание сюиты составляли 4 танца: немецкая аллеманда, французская куранта, испанская сарабанда и британская жига. Позднее чинной и тягучей аллеманды воспоследовала, пробудившись, ленная мобильная куранта. О сарабанде требуется отметить в отдельности: она была безумной пылкой пляской. Ее танцевали под прищелкивание и вокал кастаньет, изгибаясь всем , внезапно запрокидываясь обратно. Церковники нарекали ее «бесовской», за воплощение в жизнь наказывали плетьми и высылали на галеры. Однако миновал срок, и тот же самый сара­ансамбль представился... в церкви. Он перерос в танец - процессию. Его танцевали и испанские гранды, и церемонные английские лорды.

Знаете ли вы, что:

  • по предположению, танец жигу изобрели британские матросы, которые шалили в период отдыха. Жигу танцуют беззаботно, живо и непринужденно.

Статьи о танцах

Бальный танец от эпохи средневековья до наших дней